/ Как работают Службы школьной медиации в ВКО
08 декабря 2019 года, 10:17
Евгения Чех

Как работают Службы школьной медиации в ВКО

Медиативные технологии не могут разрешить все спорные ситуации, но они предлагают разумную альтернативу разрешению многих назревающих и текущих конфликтов
Источник: Устинка LIVE Фото: mylivelist.com
Как научить детей и подростков мирному сосуществованию, решать конфликтные ситуации и обсуждать недопонимание с учителями, родителями, сверстниками? Ведь именно эти факторы, накапливаясь и принимая гипертрофированные формы, могут стать причинами замкнутости и ухода в себя от реальности. А "выход" агрессии и протеста в виде асоциального поведения вполне может привести еще по сути ребенка на скамью подсудимых, передает корреспондент Устинка LIVE.

В 21 школе и трех колледжах ВКО активно действуют Службы школьной медиации. Порядка 80 подростков, столько же родителей и педагогов региона прошли обучение технологиям и процедурам примирения. Внедрение Служб инициировали специалисты областного Управления образования, у истоков стояли профессиональные медиаторы, поддержали и продвинули судьи региона. Так как же это работает?

Научить общаться!

Мы стали свидетелями, как Служба школьной медиации делала первые шаги в Усть-Каменогорском колледже строительства. Среди учащихся определили формальных и неформальных лидеров, тех, к кому прислушиваются сверстники. Этих ребят из разных групп и практически незнакомых друг с другом собрали вместе на семинаре-тренинге по разрешению конфликтов. Ох, признаться, не завидовали мы тренеру Аксане Каленовой, председателю ВК Центра медиации и права "Альтернатива", идейному вдохновителю всего проекта. Казалось, что аудитория никогда не пойдет на контакт. Практически все учащиеся сначала были погружены в свои телефоны, отпускали саркастические реплики и поднимали на смех любую попытку их объединить. Однако умению и упорству спикера можно было позавидовать.

- Когда-то в нашем далеком и безинтернетном детстве нам приходилось искать друг друга на улицах, стучаться в двери квартир, договариваться о встречах заранее, - начинает свой диалог с ребятами Аксана. - А самое главное, мы общались между собой, со взрослыми. И если бы мы тогда позволяли себе высказывания, которыми вы спокойно обмениваетесь сейчас в соцсетях и мессенджерах, мы бы сразу же получили больно и поучительно по лицу

Аудитория оживляется, откладывает гаджеты - разговор им становится понятен и интересен. И так шаг за шагом, раскрепощая и объединяя, медиатор привлекает учащихся, буквально заставляет их взаимодействовать между собой и с ней. Природное любопытство берет верх, и вот уже все действующие лица заняты обсуждением предложенных ситуаций, самозабвенно рисуют плакаты на заданную тему, защищают их, по-хорошему конкурируя между собой. Достигнута главная цель - ребята поняли, что победителей и побежденных в конфликте нет! И поэтому так важно уметь его предупредить и помочь сторонам разобраться в нем. А еще они почувствовали, что вполне могут это сделать сами.

Юля "троллит" Олю…

А вот реальный пример, когда Служба школьной медиации смогла разрешить в одном из учебных заведений области затяжной и очень болезненный конфликт.

Одноклассницы Юлия и Ольга, проживающие в одном дворе, открыто враждовали между собой, собирая вокруг себя конфронтирующие группировки. Родителей Оли очень встревожила переписка девушек в социальных сетях с использованием нецензурной лексики, взаимных оскорблений и угроз. Они обратились за помощью к классному руководителю. Процесс применения медиативных практик был запущен. Поставлена цель: обеспечить психологическую стабильность учебного процесса, способствовать восстановлению конструктивных отношений между одноклассниками и минимизировать моральный вред от конфликта.

- Сначала мы встретились с девочками без родителей, пообщались, - рассказывает психолог школы. - Одноклассницы не слушали и не слышали друг друга, были очень агрессивно настроены, следовательно, мы не смогли приблизиться к разрешению самого конфликта. Дальше за дело взялись их сверстники-медиаторы, которые прошли обучение. Ребятам удалось выяснить, что всему виной симпатия обеих девушек к одному парню.

Также удалось определить, что у Юли и раньше возникали конфликты, она жила с отцом в другом городе, из-за взрывного и резкого характера девушка не смогла утвердиться в коллективе, мать забрала ее к себе. С Юлией начала работать психолог с целью преодоления напряжения и страхов, связанных с рисками изоляции в молодежной среде. Вторая встреча соперниц прошла с участием их родителей и классного руководителя. Выявили истинную причину конфликта - психологическая несовместимость сторон, что, по мнению психологов, является, пожалуй, самой трудноразрешимой в практике примирения. Осложнена она была подростковой влюбленностью, а также невозможностью девушек самореализоваться в школе. Им попытались найти занятие по душе. Развели в разные стороны. Через месяц и Юля, и Оля сформировали свой круг общения. Одна стала регулярно участвовать в общешкольных мероприятиях, другая проводила мероприятия для младших школьников по умению общаться. Обстановка и в классе, и во дворе стабилизировалась.

- Несмотря на то что девушки сделали свой выбор, не посчитав нужным сближаться, несомненным успехом стало выстраивание ими отношений по принципу "минимизации вербального общения", - поясняет психолог. - С учетом специфики конфликта такое частичное решение проблемы и есть наиболее возможное и оптимальное.

Медиативные технологии не могут разрешить все спорные школьные ситуации, не подменяют административные меры. Но важно, что они предлагают разумную альтернативу разрешению многих назревающих и текущих конфликтов, дают возможность сторонам воспользоваться восстановительным подходом в максимальном количестве случаев в целях обеспечения комфортной и безопасной среды в школе.

"Поговорим повзрослому!"

Есть и еще один яркий пример работы Служб школьной медиации. Предметом конфликта между учителем и родителем стало якобы предвзятое отношение педагога к Азамату, ученику выпускного класса. Мама была возмущена тем, что учитель вызвала ее на разговор в школу из-за неуспеваемости сына. Она была уверена, что ее ребенок учится с полной самоотдачей и должен приносить домой только пятерки и четверки, а раз ему ставят тройки и двойки, значит, виноват преподаватель. Классный руководитель предложила урегулировать конфликт с помощью медиации. При этом медиаторами выступили не психолог школы, а родитель из параллельного класса и одноклассники парня.

- Удивительно, как много я узнала о своем сыне, - делится мама Азамата. - Ребята рассказали о том, что он очень активно участвует во всех мероприятиях, любит юморить, нравится девушкам. И именно это отвлекает его от учебы. А уроки, которые даются с трудом, предпочитает прогуливать. А с отцом-медиатором мы беседовали о его уважительном отношении к этому учителю-предметнику - он сам когда-то был его учеником.

Встреча продолжалась три часа, и конфликт был исчерпан.

- В школе наряду с процессом обучения и воспитания, существуют и другие малоизученные процессы, которые потом приводят к конфликтам, и наша служба старается помочь ребятам не переступить черту, - считает Аксана Каленова. - Опыт этой работы показывает, что службы примирения способны помогать разрешать 80% самых сложных ситуаций.

Медиация необходима людям, которые готовы к применению новых технологий в общении, уходя от привычных, стереотипных формул повседневности. Это действенный способ, который позволит продолжить взаимодействие между сторонами конфликта, не поступаясь собственными интересами и при этом не теряя свое лицо.

В тему

Проект по внедрению Служб ювенальной медиации, успешно апробированный в образовательных учреждениях зарубежных государств Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, городах Европы, в Российской Федерации (10летний опыт), набирает обороты в Восточном Казахстане.

К сведению

По результатам казахстанского исследования, опубликованного в Докладе о положении детей в РК, 66% опрошенных детей столкнулись со школьным насилием и дискриминацией (психологическое, физическое насилие, вымогательство, кибербуллинг травля в интернет-пространстве). При этом 63% стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% жертвами, 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других. Треть детей (33%), ставших свидетелями школьного насилия, никому не рассказали об этом.

Опрос

Сергей, учащийся колледжа, медиатор:

- Медиация дает много возможностей защитить несовершеннолетних от серьезных последствий конфликтов. Уберечь от необдуманных поступков, правонарушений, которые могут сломать его жизнь.

Виктория, ученица 10 класса, медиатор:

- Приятно, когда удается помочь одноклассникам услышать друг друга. Понять и примирить их. Часто обращаемся к учителям и родителям за помощью. И здорово, что с нами говорят на равных.

Азамат, участник медиативной процедуры:

- Благодаря помощи одноклассников, удалось найти понимание с родителями. Сейчас и сам хочу поучаствовать в работе Службы школьной медиации, пройду тренинги.


Ирина, психолог колледжа:

- Просто не узнаю наших ребят таких сложных, даже закрытых, которые с энтузиазмом теперь разбирают назревшие в их среде конфликты. Они стали как будто мудрее, человечнее

Следующая новость